«Наше прошлое для нас во многих отношениях единственная
путеводная звезда в дальнейшем строительстве: то доброе, что далеко нам,
мы должны удержать и если можно, улучшить, а то худое, что оно же с
собою принесло, мы должны отбросить.
Глядя на доброе и ценное и приучаясь к нему, мы обеспечим
и нашим собственным начинаниям добротность и ценность, а худое и
ничего не стоящее пусть убережет нас от таких же ошибок».
И. Грабарь.
Школьным краеведческим музеем Белоусовской средней школы является экспозиция натуральных, искусственных, объемных и графических экспонатов, размещенная в отдельном школьном помещении
Цели и задачи школьного музея «Русская изба»:
- Способствовать становлению гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.
- Воспитывать чувство любви к родному краю, родным и близким, своему Отечеству.
- Определение роли и возможности фонда музея участия в воспитательном процессе посредством информационного воздействия.
- Определение системы участия ученика в процессе через обучение и исследовательскую деятельность.
- Вовлечение в воспитательный процесс жителей села и гостей музея.
Школьный музей имеет следующие функции:
познавательную, воспитательную и исследовательскую.
Воспитательная функция музея имеет своей целью способствовать становлению гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения, воспитанию чувства любви к родному краю и Отечеству. Её задачами являются: определение роли фонда музея в воспитательном процессе, определение участия ученика в процессе через обучающуюся и исследовательскую деятельность.
Познавательная функция музея ставит цель образования системы знаний учащихся с применением краеведческих, исторических, этнографических материалов.
Нами поставлена такая задача: выстроить модель, в которой объектом воздействия будет эмоционально-волевая сфера ребёнка.
Исследовательская функция музея заключается в организации исследовательских работ, где закладывается основа методики исследовательской работы. Областями исследования являются: историческая, этнографическая, этнокультурная, религиозная.
Особенностью нашего школьного музея является разнообразие и многоплановость работы
Наш музей это:
Образовательный музей.
Его экспозиция используется учителями истории, литературы, ИЗО, начальных классов, преподавателями элективных, предпрофильных и профильных курсов.
На уроках дети получают знания о далеких и недавних событиях России, связанных с жизнью жителей нашего села, их бытом.
Воспитательный музей
В этом направлении роль музея неоценима. Тема героического прошлого нашей Родины была и будет основным инструментом в формировании патриотических чувств ребенка.
Музей - игровая площадка
Часть экспонатов нашего музея являются предметом игры и познания одновременно.
Музей Белоусовской школы имеет экспонаты, которые можно распределить по фондам.
Основной фонд - включает наиболее ценные экспонаты, подлинные предметы быта, первоисточники. В таких экспонатов в музее накоплено более 800, а всего к 2014 году их собрано более тысячи.
Научно вспомогательный фонд – куда входят предметы, не имеющие значения памятников, но играющие свою роль в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся печатные, рукописные и фотоматериалы, альбомы, грамоты, письма и т. д.
Интерактивный фонд – который состоит из предметов, с которыми можно познакомиться непосредственно в процессе изучения, изготовления, т.е. взять в руки. В данный фонд включены глиняные игрушки, самодельные мячи из ткани, игры «Бирюльки» и «Городки».
Обменный фонд – экспонаты, которые могут быть предложены для обмена с другими музеями.
В музее накоплен фонд исследовательских работ:
- Судьба человека в истории России
- Народные игры
- По страницам словаря Даля
- История нашего села
- Куклы
- Народный костюм
- Звездная эстафета
- Русская икона: умозрение в красках
Эти и другие работы провели ученики нашей школы, выпускники школы – студенты ВУЗов, кружковцы.
В музее вашему вниманию предлагается одна из таких исследовательских работ в форме презентации: «По страницам словаря Владимира Даля».
Часть исследовательской работы «Звездная эстафета» представлена в буклете о нашем школьном музее.
Музей «Русская изба находится в сотрудничестве с социумом:
1. Жители села, которые активно пополняют музей, предлагают предметы старины, тканые и вышитые изделия, одежду.
2. Выпускники школы помогают в поиске, а также приходят в музей за материалами по истории села и вещей.
3. Сельский дом культуры. Работники Дома культуры подарили музею праздничную одежду.
4. Участники Великой Отечественной войны и их дети пополнили музей документами военных лет: благодарности, боевые пути, письмо с фронта, фото военных лет.
Музей «Русская изба» начал функционировать в 2000 году, в феврале 2004 года получил статус школьного музея и 20 февраля 2007 года подтвердил его, далее – в июне 2014 года.
Музей имеет краеведческую направленность, поэтому мы осуществляем такие формы работы: экскурсии, беседы, работа творческой мастерской. Ведётся подготовка и проведение различных воспитательных мероприятий, проводятся экскурсии в день гражданина России, при встрече выпускников школы. Конференции и дни открытых дверей, интегрированные уроки, занятия по элективным, предпрофильным и профильным курсам и другие мероприятия стали традиционными.
Главные разделы нашего музея:
- Русский народный костюм
- Предметы интерьера крестьянской избы, орудия труда
- Народная игрушка, игры
- Устное народное творчество
- По страницам словаря Даля
- Народное искусство
Вся работа осуществляется активом музея.
Семь лет в активе музея были выпускники школы Семёнова Ирина, Шамсутдинова Лилия, Суюсанов Дияр.
Сейчас идет подготовка новой смены экскурсоводов из среднего звена учащихся.
Мы разработали тематику экскурсий, которые можно применить в ходе уроков, занятий по курсам и те экскурсии, которые проводятся на внеклассных мероприятиях.
Для уроков и элективных курсов предлагаются следующие темы:
- Русский (казахский, татарский) национальный костюм
- Героическое прошлое нашей родины
- Орнамент в русской, украинской и казахской вышивке
- Стол как центр и объединяющее начало семьи
- Интерьер горницы
- Предметы женской и мужской половины дома
- Орнамент – образ эпохи
- Печь источник тепла, уюта, кормилица и лекарь
- Ансамбль вещей, их особенность как предметов, организующих семейный лад.
В «Русской избе» силами актива проводятся ролевые занятия:
-
- Народные игры.
- Посиделки у Параскевы.
- Рождественские посиделки.
- Народные праздники: Масленица, Николин день - гостевой праздник.
-
- Кушанья на все времена и другие.
В школьном музее работает творческая мастерская. За годы существования школьного музея активистами изготовлено часть экспонатов.
Модель печи в натуральную величину. Печь изготовлена на основе воспоминаний жителей села Величкиных, Пономаревых, Ивановых и по описанию в книгах.
Лохань и мутовка. Мягкие игрушки, куклы в национальных костюмах. Ребята попробовали свои силы в изготовлении берестяных рождественских масок и соломенных кукол.
Нами разработаны программы элективного курса «Быт и культура русского народа», «Русский национальный костюм» и такая же программа для системы дополнительного образования с включением в неё разделов «Народная игрушка» и «Музей «Русская изба».
- музее выпушено четыре буклета, в которых повествуются сведения об ансамбле вещей русской избы.
Создание единого воспитательно-образовательного процесса школы зависит от состояния дел внутри школы, в благоприятной сфере в семье, в селе.
Проблема гражданского воспитания молодёжи одна из актуальных. Она приобретает всё новые подходы и является составной частью целостного процесса самоопределения личности. Поэтому мы ищем новые пути социального партнёрства и осуществляем экскурсии в музей «Национальная деревня» в Оренбурге и другие музей края, а также проводим виртуальные экскурсии, используя возможности Интернета.
Для экскурсий специально выделены дни четверга и пятницы, когда можно посетить «Избу». Но мы готовы принять посетителей в любой день, и приглашаем посетить наш музей.
За годы функционирования в нём побывало более трёх тысяч посетителей. Каждому посетителю мы вручаем грамоту.
Страничку о музее я закончу высказыванием Ивана Яковлевича Билибина:
«Было бы преступлением перед будущим, если бы утерялось хотя бы одно зерно из нивы русского народного творчества, возросшей веками…
И так будем те же копаться в старых тряпках, на которых истлевшими нитками начертаны старинные узоры, в полусгнивших набоечных досках, во всём старом, обратившемся в прах и пепел, и попробуем проверить, что из этого пепла вылетит обновленная птица ФЕНИКС».
Страницу подготовила руководитель школьного музея
Иванова Валентина Ивановна.
|